Парламентский урок
В связи с письмом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 22.03.2018г.№02-01-81\2202 «О проведении Единого урока парламентаризма» 22.04.2018г. в МКОУ «Кузнецовская ООШ»был проведён образовательный урок «Парламентский урок». Мероприятие подготовил учитель истории и обществознания Зайцев Александр Иванович.
На «Парламентском уроке» выступила депутат местной Думы Бауэр Светлана Ивановна. Она рассказала детям о структуре Федерального Собрания – парламенте РФ, который является законодательным и представительным органом РФ, о том, как формируются палаты Федерального Собрания, кто может быть избран депутатом Государственной Думы, что относится к ведению Совета Федерации, а что к ведению Государственной Думы. Был раскрыт вопрос о принципах деятельности Государственной Думы. Депутат рассказала о деятельности местных органов власти в настоящее время.
Об истории развития парламентаризма в России рассказал учитель истории и обществознания Зайцев А. И. Экскурс в историю Древней Руси показал, что в нашей стране институт выборов как форма проявления политической самодеятельности населения появился уже на заре государственности. Явление на исторической сцене основателя династии, правившей в русских землях до конца 16 века, - варяжского князя Рюрика – предстаёт перед нами в летописи как результат не завоевания, а осознанного политического решения славянских племён.
В знаменитой Новгородской республике с 12 века государственное управление осуществлялось через систему вечевых органов. На этих собраниях принимались законы, избирались высшие должностные лица.
Во времена существования Московского государства, когда Новгородская республика была уничтожена, на авансцену российской истории вышли Земские соборы. Созывались такие собрания для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства.
Зарождение Российского парламентаризма связано с революционными событиями 1905 года. В октябре 1905 года началась забастовка, которая переросла во Всероссийскую политическую стачку (бастовало свыше 2 млн. человек).
Красочной иллюстрацией ситуации, сложившейся в стране, стала листовка большевиков, которую озвучила ученица 7 класса Покушева Ольга: «… Народ требует, чтобы все – дворяне, мещане, купцы, крестьяне – получили равные права и свободу. Народ требует, чтобы все племена – русские, поляки, евреи, немцы, киргизы, татары – были равны перед законом. Да здравствует свобода!»
Итогом стачки стал царский Манифест 17 октября 1905 года. Он давал избирательное право для тех слоёв населения, которые ими раньше не обладали. Провозглашалась свобода слова, собраний, свобода создания общественных организаций. Это было началом демократизации общества.
С приходом к власти большевиков с идеями парламентаризма было покончено. Ситуация стала меняться лишь в конце 1980 - х – начале 1990-х гг. Зарождались новые политические силы.
С принятием в России новой Конституции (декабрь 1993 года) был открыт путь для осуществления демократических реформ. Они направлены на то, чтобы обеспечить чёткое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, стимулировать развитие подлинно демократических структур гражданского общества, системы средств массовой информации.
В конце «Парламентского урока» дети согласились с выводами, что знать историю борьбы за политические права необходимо, чтобы представлять все трудности этого пути и осознавать ценность демократических достижений в нашей стране. Необходимо принимать активное, сознательное участие в политической жизни страны, так как от этогозависит развитие общества, а значит и судьба каждого человека.
Учитель истории и обществознания Зайцев А.И.