Роль сказки в воспитании детей.
Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какиекачества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, оттого, как они его воспитывают.
Можно ли представить нашу жизнь без тебя, милая, чудесная, добрая русская сказка! Сказкаумеет так ненавязчиво, по-доброму, с такой любовью и без назиданий и нотаций рассказать осмысле жизни и о том, как стать счастливым. А мы даже не догадываемся, что, слушая сказку,воспитываемся и учимся. Учимся дружить и любить. Сказка, наш преданный друг,бескорыстно даришь нам крохотные семена мудрости, которые продолжают расти и дальше,вместе с нами.
Использование народных сказок в работе с детьми играет важную роль. Так как онипомогают детям преодолеть тревогу и конфликты, с которыми они сталкиваются. В сказкахподнимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В них противопоставляютсядобро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорствои малодушие. Слушая народные сказки, дети невольно находят в них отголоски своейсобственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя вборьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду,что чрезвычайно важно.
Например, сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес один не ходи – можно попасть в беду, а уж если такслучилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок»,«Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках
«Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусостьвысмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль»,«Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк». Трудолюбие в народных сказкахвсегда вознаграждается, мудрость восхваляется, забота о близком поощряется.
Сказка не любит лжи и притворства. Она открывается только тем, кто безгранично доверяетей. Хотя и говорится, что сказка ложь…да в ней намек, добрым молодцам урок!
Какие сказки читать детям.
Родители, которые серьезно относятся к воспитанию детей, естественно, стараются импобольше читать, понимая, что художественная литература оказывает на душу ребенкаогромное влияние. Но не все задумываются над тем, что далеко не любое влияние бываетположительным. Книга может подействовать на человека просветляюще, а может ввергнутьего во мрак, вселить в него чувства ужаса и безысходности. Если это применимо к взрослымлюдям, то уж к детям тем более. Так что при выборе детских книжек не поленитесь лишнийраз освежить в памяти их содержание. Особенно если ваш ребенок робкий, впечатлительный- а таких сейчас доcтaточно много.
При прочтении сказки: обязательно читайте заключительную фразу сказки: «стали жить-поживать» и тому подобное. Это особенно важно! Это подчеркивает «отдельность» сказки, икроме того, прививает ребенку вкус к родному слову. Вообще, весь текст сказки – этохорошая русская речь, необходимый набор ключевых слов.Так что мы вам советую сделать упор на эмоционально нравственное развитие ваших детейчерез книги. Это, конечно, не означает полного исключения развлекательного элемента, новсе же большая часть произведений должна не просто забавлять ребенка, а учить ивоспитывать.
С дошкольниками и младшими школьниками прочитанноестоит не только обсуждать, но и проигрывать театрализация позволяет ненавязчиво донестидо них очень многие вещи, которые иначе не усваиваются или усваиваются с огромнымтрудом.
Заключительное слово.
Помните, что дети знакомятся с окружающим миром, не только непосредственно что-товоспринимая, но и опосредованно – с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок.Сказка – неизменный спутник детства – играет особую роль в жизни ребенка. Малышсопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки.