Роль чтения в современном обществе скачать
Роль чтения в современном обществе
В эпоху формирования глобального информационного общества и стремительных социальных изменений чтение важно, как никогда. Оно становится одним из ключевых инструментов освоения информации и знаний, образования, повышения культурной компетентности и поэтому нуждается в целенаправленной поддержке.
Сегодня роль чтения в духовном и экономическом развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема, а снижение интереса к чтению не определяется как деструктивный феномен в жизни социума
В современной России, как и в других странах, интерес к чтению заметно понизился. Масштабы этой социальной проблемы настолько значительны, что дают основания говорить о системном кризисе читательской культуры. Как подчёркивают разработчики «Национальной программы поддержки и развития чтения», страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Этому способствует и конкуренция телевидения, мультимедийных форм, и, особенно, Интернета.
Чтение - один из надёжных механизмов социализации человека, его приобщения к идеям, ценностям и нормам, в которых нуждается общество. Активно читающие люди: 1) способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений; более адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить правильные решения; 2) имеют большой объем памяти и активное творческое воображение; 3) лучше владеют речью: она выразительнее, строже по мысли и богаче по запасу слов; 4) точнее формулируют и свободнее пишут; 5) легче вступают в контакты и приятны в общении; 6) обладают большей потребностью в независимости и внутренней свободе, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Чтение, грамотность, общекультурная подготовка, умение работать с текстами разных видов являются необходимыми условиями профессиональной, социокультурной деятельности людей.
Чтение – это еще и важнейшее средство сохранения интеллектуального и культурного потенциала общества., это культурная память нации.
Большой социально-культурный смысл таит в себе вопрос: что читать? Социальная значимость художественной литературы, к примеру, далеко не однородна. Ценность классической литературы проверена веками. Она никогда не старела и не устареет, пока живо человечество. Но и в современной литературе появилась целая плеяда современных писателей, способных создавать произведения высокого качества.
Проблема чтения - это не только чтение художественной, научной, профессионально ориентированной литературы и периодики. Это проблема освоения информационных знаний, культуры прошлого и настоящего. В условиях широкого использования мультимедийных средств и особенно Интернета, как показывают исследования, молодёжь чаще всего обращается к развлекательным программам, не требующим никакого напряжения ума. Исключение составляет часть студенческой молодёжи, которая часто подходит к информационным ресурсам сугубо утилитарно, в результате чего мы сталкиваемся с тем, что дипломные и курсовые работы написаны на базе Интернет-ресурсов, хотя по большинству тем в библиотеках имеются разнообразные и лучше сконструированные источники, предоставляется бесплатная методическая помощь.
Для выхода из создавшегося критического положения требуются неординарные усилия со стороны всех институализированных структур как гражданского общества, так и государства. Совершенно очевидно, что привитие навыков к чтению как базовой образовательной компетенции и тем более любви к чтению, как жизненной потребности, в решающей степени зависит от семьи и от школы, составляющих важнейшие социальные институты.
За последние годы активность родителей и школы в формировании у детей и подростков интереса к печатному слову, к чтению существенно уменьшилось. Российская семья, переживающая сегодня глубокий кризис нуждается во всесторонней государственной поддержке, без которой она не сможет выполнить свою высокую просветительскую миссию.
Так же остро стоит вопрос и к системе образования, в частности, к школе. Многие социологи считают, что именно на этапе школьного образования теряется читающее поколение. В 1970-е и до середины 80-х годов наша страна считалась самой читающей страной в мире. 90-93% населения регулярно читали книги. Каждая семья выписывала по 2-3 газеты.
Этот факт не отрицают и многие педагоги. Причины видятся им самые разнообразные. Чтение это не легкий труд. Великий Гете неоднократно говорил о трудности чтения. Но именно социализация и предполагает воспитание у детей трудолюбия.
В 2006 г. по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Российского книжного союза разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения». Программа определяет цели, задачи. направления, а также условия, включая ресурсы и институциональные структуры, чья деятельность призвана помочь возрождению в России читательской (и письменной) культуры. Предполагается, что в результате скоординированных действий государственных структур, общественных объединений и бизнеса будет обеспечено повышение интеллектуального потенциала нации, сохранение и развитие культуры России, поддержание и приумножение богатств родного языка.
Возрождение и развитие массового чтения как одного из социальных и национальных приоритетов будет способствовать решению жизненно важных проблем российского общества, достижению стоящих перед нашей страной стратегических целей. В то же время должно быть ясно, что без коренного улучшения социальных условий и роста качества жизни соотечественников решить проблему «кризиса чтения» невероятно трудно, если вообще это возможно. Необходима эффективная социально ориентированная государственная политика и мощные финансовые вливания в социальную сферу, в т.ч. для поддержки и культивирования чтения. Таково непреложное условие продвижения России к информационному обществу, к обществу знания.
(По материалам Инфоуроков для библиотекарей)