Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 11:02

МКОУ "Кузнецовская основная общеобразовательная школа"

Сведения об ОУ
О школе
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Профилактика деструктивного поведения среди учащихся

«Профилактика деструктивногоповедения учащихся»

«Даже если человек страдает сам из-за себя,

разве не лучше, чтобы ему помогли,

если кто-то на это способен?»

Серен Кьеркегор.

 

Деструктивный вид поведения являет собой отклонение от общепринятой нормы поведения и моралии носит разрушающий характер. Разрушения затрагивают всесферы жизни человека: здоровье, отношения с друзьями, социализация и т.д.

Деструктивная модель характерна для 89% людей на планете и проявляется в тяжелые, переломныемоменты жизни.

Но чаще всего такое расстройство характерно для подростков, которые ввиду своего переходного возраста, отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, влияния улицы, подмены настоящих ценностей, приоритетов и ряда других причин поддаются такому поведению. Для того, чтобы понять, как справиться стакой проблемой, нужно понять, что вызвало такое поведение. Разобравшись в этом, можно без большого труда и посторонней помощи справиться с деструктивностью.

Почему возникает деструктивная модель поведения?

Для человека с детства примером для подражания становится семья и родители. К 4-5-летнемувозрасту, ребенок получает запас знаний и понимания человеческих взаимоотношений, которым он будет руководствоваться в дальнейшей жизни.

Если конструктивная модель поведения является нормой в семье ребенка, все члены семьи проявляют заботу друг о друге, решают проблемы разумными способами, а не посредством скандалов и упреков, ребенок не видит постоянных пьянок и растет в гармоничной обстановке, то в его жизни маловероятно развитие такого отклонения.

Если происходит наоборот, первенец в группе риска.

Деструктивная деятельность имеет два вектора направления:

  1. Внешние проявления (вандализм, жестокость к животным и людям, войны, теракты, экоцид).
  2. Направление на внутренний мир человека или саморазрушение (употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, суицид и т.д).

Психологивыявили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей:

а) Привлечь к себе внимание.

Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить: непослушание. Учителя то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание непослушанием все–таки получено, лучше уж такое, чем никакого.

б) Показать, что имеет власть над другими.

Детям особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний,указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такогоповедения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

Дети частообижаются на взрослых за несправедливое наказание, любимчиков… В глубине душиребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушаемость, неуспеваемость.Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».

г) Продемонстрировать свою неспособность инеадекватность.

Ребенокпотерял веру в собственные силы, накопив горький опыт неудач и критики в свойадрес, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «Нечегостараться, все равно ничего не получится. Пусть я буду плохим».

Проанализируйте ситуации и выполните задания.

Ситуация 1: Ребенок шумит, встревает вразговор взрослых, не слушается. Взрослые обращают внимание на негативноеповедение ребенка, раздражаются, делают ему строгое замечание.

Задание:

Как выдумаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберитецель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечьк себе внимание.

б) Показать,что имеет власть над другими

в)Отплатить, отомстить, взять реванш.

г)Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы выпоступили в этом случае?

Ответ:Прекращает на время, затем снова начинает.

Цель: привлечь к себе внимание.

Рекомендации:

1.​ Игнорировать.

2.​ Обращатьвнимание, когда ведет себя хорошо.

3.​ Задатьвопрос: Может быть, ты хочешь, чтобы я обратила на тебя внимание?

4.​ Оказыватьребенку положительное внимание. Придумать совместные занятия, игры, прогулки.

Ситуация 2: Ребенок отказывается делатьто, что от него хотят. Взрослые пытаются использовать свою власть, чтобы егозаставить, начинают сердиться.

Задание:

Как выдумаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберитецель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечьк себе внимание.

б) Показать,что имеет власть над другими

в)Отплатить, отомстить, взять реванш.

г)Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы выпоступили в этом случае?

Ответ:упрямится или усиливает неповиновение.

Цель: показать, что имеет власть наддругими

Рекомендации

Избегатьборьбы за власть, уменьшить свою включенность в дела ребенка, избавить ребенкаот излишнего диктата и давления. Для него важно накапливать опыт собственныхрешений и даже неудач.

Ситуация 3: Ребенок вредит или портитвещи, может оскорбить. Взрослые считают ребенка подлым и злым, выражают свойгнев и обиду.

Задание:Как выдумаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберитецель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечьк себе внимание.

б) Показать,что имеет власть над другими

в)Отплатить, отомстить, взять реванш.

г)Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы выпоступили в этом случае?

Ответ:Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить еще и за это. Цель: отплатить,отомстить, взять реванш.

Рекомендации

Непоказывать свой гнев и обиду, выявить причину мести ребенка и попытатьсяналадить с ним доверительные отношения.

Ситуация 4: Ребенок не способен научитьсясамостоятельным навыкам, требует помощи. Взрослые соглашаются с тем, чторебенок ни на что не способен.

Задание:Как выдумаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберитецель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечьк себе внимание.

б) Показать,что имеет власть над другими

в)Отплатить, отомстить, взять реванш.

г)Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы выпоступили в этом случае?

Ответ:ребенокостается беспомощным.

Цель: продемонстрировать свою неспособность инеадекватность.

Рекомендации:Поверить вспособности и возможности ребенка, дать ему понять, что в него верят. Найтидоступный для ребенка уровень задач, организовать с ним совместнуюдеятельность. При этом ребенка нельзя критиковать. Ищите любой повод, чтобы егопохвалить, отмечайте любой, даже самый незначительный успех. Постарайтесьподстраховать его, избавить от крупных провалов.

+Рекомендацииклассному руководителю по работе с трудновоспитуемыми детьми,детьмигруппы «риска».

Документация

1.​ Индивидуальныйдневник наблюдений, где ежедневно фиксируются успеваемость, посещаемость,поведение трудновоспитуемого ученика.

2.​ Характеристикатрудновоспитуемого ученика.

3.​ Акты посещения семьи.

4.​ Планпрофилактической работы на четверть.

5.​ Учетпрофилактической работы.

+Психологическиеаспекты

1.​ Неиспользуйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте наположительных примерах.

2.​ Вконфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно иуступить.

3.​ Действуйтетолько тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, нереагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящеепоправки в услышанное.

4.​ Старайтесьнастолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своиминеприятностями.

5.​ Неставьте на ребенке крест.

6.​ Незагоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.

7.​ Беседувсегда начинайте с дружеского тона.

8.​ Диалогс трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которымсовпадают.

9.​ Впроцессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести наравных.

10.​ Умейтесмотреть на вещи глазами ребенка.

Подведение итогов.

Выполняязадание, вы убедились, что главные усилия нужно направить на то, чтобыпереключить свои отрицательные эмоции (гнев, обиду, отчаяние) на конструктивныедействия. Ведь чем больше недоволен взрослый, тем больше ребенок убеждается,что его действия достигли цели. Поэтому необходимо, прежде всего, изменитьсобственное отношение к ситуации и перейти к позиции помощи. Помните, припервых попытках улучшить взаимоотношения ребенок может усилить свое плохоеповедение. Он не сразу поверит в искренность ваших намерений, и будет проверятьих. Следующее задание является логическим заключением всего сказанного. Как известно,дети учатся у жизни. Чему? На этот вопрос ответите вы, продолжив предложенныефразы.

Дети учатсяжить у жизни:

1.​ Еслиребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.

2.​ Еслиребенокживет во вражде, он учится - быть агрессивным.

3.​ Еслиребенка высмеивают – он становится замкнутым.

4.​ Еслиребенокрастет в упреках – он учится жить с чувством вины.

5.​ Еслиребенокрастет в терпимости – он учится понимать других.

6.​ Еслиребенокрастет в честности – он учится быть справедливым.

7.​ Еслиребенокрастет в безопасности – он учится верить в людей.

8.​ Еслиребенка поддерживают – он учится ценить себя.

9.​ Еслиребенокживет в понимании и дружелюбии– онучится находить любовь в этом мире.

10.​ Еслиребенка хвалят – он учится быть благородным.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024