Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 14.06.2025, 18:17

МКОУ "Кузнецовская основная общеобразовательная школа"

Сведения об ОУ
О школе
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Проблемы чтения младших школьников и пути их решения

Проблемы чтения младших школьников и пути их решения скачать

Проблемы чтения младших школьников и пути их решения

Приобщение детей к чтению имеет огромное значение в формировании личности человека и в воспитании гражданина. Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.

В недалеком прошлом чтение книг считалось одним из значимых показателей общей культуры личности. Понимание литературного произведения, познание его через личные переживания возможно только в том случае, когда с детских лет у ребенка развивают способности видеть, слушать и слышать, владеть словом, речью. Литературные произведения помогают воспитывать в детях доброту, совестливость, честность, чувства долга, чести, патриотизма, подчеркивая, что эти человеческие качества ценились, ценятся и будут цениться всегда.

В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из "Азбуки" и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать -, одна из важнейших задач не только школы, но и дошкольных образовательных учреждений. Пробуждение интереса к книге происходит в дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача воспитателей - знакомить родителей с приемами общения малышей с книгой. В начальной школе необходимо интерес к книге поддерживать. Но поддерживать можно то, что сложилось. В каждом классе есть дети, которые по-настоящему знакомятся с книгой только в школе.

Остановимся на понимании интереса как эмоционального переживания познавательной потребности, интересно то, что эмоционально значимо. Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА.
Начало этой системы - в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему". И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут сделать?

Приведем ниже несколько советов родителям:

1. Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным...) и выработайте тем самым у детей отношение к чтению, как к удовольствию.

2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.

3. Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.
4. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.

5. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.
6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.

7. Подпишитесь на журналы для ребёнка (на его имя) с учётом его интересов.

8. Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому-нибудь из домашних.

9. Поощряйте чтение (разрешите подольше не ложиться спать, чтобы почитать).

10. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.
11. В доме должна быть детская библиотечка.

12. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги о динозаврах, космических путешествиях и т. д.).

13. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

14. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.

Как видно из перечисленных советов, родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения.

Любой школьный предмет, кроме литературы, даёт ученику готовые знания, которые он должен усвоить, запомнить и в нужный момент применить. В литературе ученик добывает знания сам, сопереживая персонажам и автору произведения. Только через сопереживание ребёнок может познать чужую боль и радость, огорчение и отчаяние и таким путём приумножить свой жизненный опыт, пережить разные состояния души, закрепить их не только в памяти ума, но и сердца. Вымышленная жизнь добавляет к настоящей то, чего в ней не было и даже то, чего вообще не может быть. Она дарит читателю возможность перевоплотиться в героя произведения, побывать в прошлом или будущем. Только литература способна дать человеку пережить в одной жизни множество других, испытать неиспытанное, пережить непережитое.
На уроке чтения, как правило, нет места личным впечатлениям школьника, его переживаниям, его субъективным образам. Изучаемое произведение не рассматривается как нечто созвучное настоящей и будущей жизни ребёнка, его внутреннему "Я". А если этого нет, нет и интереса к чтению, нет мотивации, идущей изнутри ("хочу"), она всецело подчинена мотивации, идущей извне ("велели"). Как говорит известный критик и философ И. Ф. Карякин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает своё,., пока не обожжётся этим открытием — до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нём".

Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда:

- ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем,

- когда он откроет личный смысл в читаемом,

- когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала.

Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребёнка, заставит задуматься о чём-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребёнка как открытие чего-то нового лично для него. Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку, для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им. Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще.

Чтение - одна из форм получения и усвоения социального опыта, культурных традиций. Выбор литературы для чтения определяется потребностями, интересами и многим другим, способствует нравственному самоопределению в мире культурных ценностей. Книга должна войти в жизнь ребенка в раннем детстве. Вход в мир книги для ребенка должен быть доступен, красочен, должен включать ребенка в процесс познания мира. Первые книги нужно выбирать с крупным шрифтом, с хорошими иллюстрациями, проставленными ударениями. Желательно приучать ребенка читать обязательно вслух. Ребенок научился читать, но как он читает? Ему обязательно нужна поддержка взрослого, совместное чтение литературных произведений. Надо читать с ребенком по очереди: во-первых, это дает ребенку возможность отдохнуть; во-вторых, у него развивается умение воспринимать информацию на слух; в-третьих, он учится выразительному чтению. Читая медленно вслух, ребенок лучше постигает смысл прочитанного, зрительно запоминает написание слов. В начальной школе буквально с первых месяцев обучения оценивается скорость чтения, а хотелось бы, чтобы ценилось чтение выразительное, осмысленное.

Впечатление от того, что прочли, обсуждение, сравнение мнений важнее, чем скоростное чтение и пересказ. Увлекшись компьютерными играми, младшие школьники перестали читать русские сказки. Чтение сказок, особенно со взрослыми, оказывает познавательное, нравственное, образное воздействие на детей. Сказки дают представление об окружающем, пробуждают к нему интерес, развивают воображение. Герои сказок, былин, исторических повестей учат мужеству, верности, доблести. Сказки помогают развить речь ребенка, сделать ее богаче, выразительнее. Очень важно после прочтения сказки, рассказа, побеседовать с ребенком, обменяться впечатлениями. В организации чтения велика роль библиотек, которые помогают в выборе литературы, ведении читательского дневника, а также библиотекари и педагоги организуют совместные читательские конференции для детей и родителей.

Хорошо, когда в семье есть традиции проведения семейных советов и праздников, совместных путешествий, просмотров фильмов, громкого чтения и обсуждения книг. Воспитательная сила традиций в том, что заключенный в них опыт воспринимается подрастающим поколением естественным путем, в общении со взрослыми дети усваивают и закрепляют все свои будущие «модели поведения», в том числе отношение к книге и чтению. Чтение укрепляет связь поколений через слово, развивает образное мышление, прививает грамотность, развивает кругозор, расширяет жизненный опыт. Читая вместе с ребенком, мы не только обогащаем его речь и развиваем интеллектуально, но и формируем духовные качества: «Нет чтения - нет и духовного единства - воспитателя, и воспитанника» (В.А. Сухомлинский). Качество жизни детей, отношение их к себе и миру, уровень развития всех сфер их психического состояния являются своеобразным, но весьма точным показателем жизни родителей.

Школа может и должна из центра обучения стать культурно-образовательным центром, притягательным для детей, корректирующим негативные явления в семье, объединяющим родителей и учителей в воспитании подрастающего поколения. Дети должны постоянно видеть книгу в руках у взрослых. Сколько бы умных и правильных слов мы ни говорили детям о пользе чтения, самым действенным аргументом является наше собственное отношение к книгам. Мы должны учиться вместе с ними, и библиотекари, и педагоги, и родители. И только совместными усилиями мы можем поддерживать у ребят интерес к книге. Пусть всегда будут звучать детские вопросы, ответы на которые мы вместе с ними будем искать в книге.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025