Положение о библиотеке скачать
МКОУ «Кузнецовская основная общеобразовательная школа»
Утверждено приказом директора
№ 73-1-од от 18.11.2017 г
Положение о библиотеке
- Общие положения
- Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
- Обеспеченность библиотеки учебными, методическими, информационными и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.
- Цели школьной библиотеки соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, окружающей природе, семье,
формирование здорового образа жизни.
- Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, Положением о библиотеке и иными локальными актами,
- Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
1.6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке и Правилами пользования библиотекой, утверждёнными директором учреждения.
-
- Общеобразовательное учреждение несёт ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
- Организация обслуживания участников образовательного процесса
производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
- Основные задачи
- Основными задачами библиотеки являются:
обеспечение участникам общеобразовательного процесса: обучающимся, педагогическим работникам, родителям (лицам их заменяющим) обучающихся (далее пользователям) доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом (фонд медиа, аудио- и видеоносителей), интернет - ресурсах;
- воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных ресурсов, формирование комфортной библиотечной среды.
З. Основные функции
З. 1.Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
- комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
- аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов учреждения);
- осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
б) создаёт информационную продукЦию:
- осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
- организует и ведёт справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог и базу данных по школе;
разрабатывает рекомендуемые библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
- обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
- создаёт условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
организует обучение навыкам независимого пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с
книгой, информацией;
- оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
содействует членам педагогического коллектива и администрации школы в организации образовательного процесса и досуга обучающегося; - руководит работой с книгой в группе продлённого дня;
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьесбережением детей;
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
- создаёт банк педагогической информации как основы информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикации), информирование администрации школы по вопросам управления образовательным процессом;
поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных);
- способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических знаний по работе с информационными ресурсами;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся;
- удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку.
4. Организация деятельности библиотеки
-
- Наличие укомплектованной библиотеки обязательно.
- Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал), может включать отдел учебников, отдел информационно-библиографической работы, множительную технику.
- Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.
- В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку:
- необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запылённости помещения) и в соответствии с положениями СанПиН;
- современной компьютерной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
- ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; - библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
- Общеобразовательное учреждение создаёт условия сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
- Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с Федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несёт руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом учреждения.
- Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения.
Режим работы библиотеки
Понедельник — пятница:
09:00 — 09:30 — подготовка библиотеки к работе с пользователями;
09:30 — 12:30 — работа с пользователями;
Суббота, воскресенье — выходной.
Последний день месяца — санитарный день.
-
- В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми библиотека школы взаимодействует с библиотеками других образовательных учреждений, городскими детскими библиотеками.
5. Управление. Штаты
-
- Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законом Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и Уставом общеобразовательного учреждения.
- Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который несёт ответственность в пределах своей компетенции перед директором школы, обучающимися, их родителями (лицами, их заменяющими) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциями, предусмотренными квалифицированными требованиями, трудовым договором и Уставом школы.
- Заведующий библиотекой назначается директором школы, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета школы.
5.4.3аведующий библиотекой разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы:
- Положение о библиотеке, Правила пользования библиотекой; - планово-отчётную документацию.
5.6. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтверждённую документами об образовании и квалификации.
-
- Заведующий библиотекой может осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.
- Трудовые отношения заведующего библиотекой и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
6. Права и обязанности заведующего библиотекой
6.1 Заведующий библиотекой имеет право:
- самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами общеобразовательного учреждения и Положении о библиотеке общеобразовательного учреждения.
- проводить в установленном порядке факультативные занятия, кружки и уроки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
- определять источники комплектования информационных ресурсов;
- изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учёту библиотечного фонда;
определять в соответствии с Правилами пользования библиотекой и по согласованию с Родительским комитетом размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
6.2. Заведующий библиотекой обязан:
- обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
- информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
- обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
формировать фонды в соответствии с утверждёнными перечнями учебных изданий, общеобразовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями всех категорий пользователей;
совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения;
- отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения;
- повышать квалификацию.
7. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1 Пользователи библиотеки имеют право:
- получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услуг;
- пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
- получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
- получать во временное пользование по абонементу и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
- продлевать срок пользования документами;
получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;
- участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения.
7.2. Пользователи обязаны:
- соблюдать правила пользования библиотекой;
- бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчёркиваний, пометок), к иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
- поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в картотеках;
- пользоваться ценными справочными документами только в помещении библиотеки; - убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки; ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
- расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся подготовительного класса и 1-4 классов);
- возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
- заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленном Правилами пользования библиотекой;
- полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении.
8. Правила пользования библиотекой
8.1 Правила пользования библиотекой:
- запись обучающихся школы в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, запись педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся по паспорту;
- перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;
- читательский формуляр фиксирует, дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращение в библиотеку.
8.2 Правила пользования абонементом:
- пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;
- максимальные сроки пользования документами: учебники и учебные пособия — на учебный год; научно-популярная, познавательная, художественная литература — до 1 месяца; периодические издания, издания повышенного спроса — 15 дней;
пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей;
8.3 Порядок пользования читальным залом:
- документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.